Вопрос-ответ
Напишите свой вопрос

Хочется узнать мнение верующих по поводу картин русского живописца XIX века Василия Перова. А именно о работах «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Трапеза в монастыре».
В первой картине группа крестьян движется по сельской улице с иконами, хоругвями и крестами. На некоторых лицах видны признаки религиозного воодушевления. Но сразу же бросается в глаза общая черта их состояния – участники крестного хода пьяны. Сильно нетрезв до степени невменяемости и священник, стоящий на крыльце дома с крестом в опущенной руке, и вся группа персонажей, окружающих его.
Сюжет другого полотна представляет многофигурную композицию участников застолья в монастыре. Как и в предыдущей работе, духовные лица пируют с обильными алкогольными возлияниями. В этом состоянии они откровенно проявляют свое истинное отношение к людям. Монастырское начальство помыкает прислугой и лицами низкого звания, демонстрирует чванство и высокомерие. Никаких признаков «христианского смирения» у них нет и в помине. На переднем плане изображен толстый поп, он уже пьян. Напротив него другой заметно нетрезвый священник недоуменно рассматривает свою тарелку. Возле стола согнулась в низком поклоне фигура такого же пьяного монаха.В правой части картины изображена пара знатных гостей – важная дама и ее престарелый муж или покровитель, перед ними угодничает священник.Они не обращают внимания на бедную женщину с детьми, протягивающую руку за подаянием.
У меня вопрос. Что это? Попытка художника оклеветать духовенство или подобные нравы, действительно, имели и имеют место среди служителей Церкви?...
Посмотреть картины можно по ссылкам:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wassilij_Grigorjewitsch_Perow_006.jpg?uselang=ru
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B7%D0%B0.jpg?uselang=ru
Сразу же хочу попросить людей, которые будут отвечать на этот вопрос. Пожалуйста, не нужно писать про сучок в чужом глазу и бревно в моём. Это уже настолько примитивная и неэффективная реплика в попытке кого-то оправдать...
( 0 голосов: 0 из 5 )

Игорь , возраст: 39 / 03.12.2012

Дополнить ответ на вопрос
Ваш ответ*
(Пожалуйста, соблюдайте правила орфографии)
Ваше Имя (Псевдоним)*
Сколько Вам лет?*
Ваш email
Анти-спам *

Ответы:

Насколько мне известно, при жизни художника эти работы получили весьма негативную оценку общественности.
Почему?
В Церкви разные люди. Есть, конечно, и дурные, этого никто не скрывает. Но почему художник, который отнюдь не был карикатуристом или сотрудником (возникших при коммунистах) журналов «Крокодил» или «Безбожник» и во всем прочем искавший прекрасного, в Церкви искал только дурного? По законам духовной жизни, это говорит о его собственной испорченности. Ведь и все современные ругатели Церкви страдают этой ненавистью главным образом из-за собственной испорченности, в меньшей степени от невежества.
Что здесь правда, а что нет?
Могла быть попойка в монастыре?
Теоретически могла быть. Но понятно, что это не было типичной монастырской жизнью. Как и было сказано выше, в Церкви разные люди. И в монастыре тем более всегда много хороших людей. Так чтобы монастырь был собранием сплошь горьких пьяниц, это надо было бы специально отбирать таких монахов в одну обитель.
Я сам был участником небольшого застолья с алкоголем в одном маленьком современном монастыре. Настоятель по случаю своего дня рождения выставил на ужин бутылку водки (одну!) и уехал. Нас было 5 монашествующих и я – паломник. Каждый повел себя с соответствии со своим порядком духовной жизни. Один монах выпил за здоровье настоятеля символические 50 грамм и с заметным неодобрением к мероприятию удалился. Кто-то выпил 70 грамм и остался за столом, расположенный к дружеской беседе.
Настоятеля этого года через два сняли, не за это мероприятие, но вообще за подобный подход. Видел я и нового настоятеля – вот это был уже настоящий монах, такой точно не станет на свой день рождения ставить на монашеский стол водку.
Что касается крестного хода.
На крестном ходе не то что не могли быть все пьяны – никто не мог быть пьян. Крестный ход совершается обычно утром, после литургии. А на литургию люди приходят вообще натощак, и уж тем более не после возлияний.
Так что неприятные лица на этом крестном ходе – не отражение церковных реалий, а отражение больной души художника Василия Перова.

Дмитрий , возраст: 45 / 17.12.2012

Игорь , возраст: 39 / 03.12.2012: «Хочется узнать мнение верующих по поводу картин русского живописца XIX века Василия Перова. А именно о работах «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Трапеза в монастыре»…
Что это? Попытка художника оклеветать духовенство или подобные нравы, действительно, имели и имеют место среди служителей Церкви?...»

1. Прежде, чем выразить свое мнение по поводу указанных картин, предлагаю освежить в памяти биографию художника.
Маленькая цитата из мемуаров Михаила Нестерова – ученика Василия Перова: «В конце зимы Перов серьезно заболел воспалением легких. У него обнаружилась чахотка. Стали ходить слухи, что долго он не протянет. Как случилось, что Василий Григорьевич Перов в 49 лет стал седым, разбитым стариком и теперь умирает в злой чахотке?
Да как - очень просто: ненормальное детство, арзамасская школа Ступина, где он, незаконный сын барона Криденера, учился и получил за хороший почерк прозвище «Перов», дальше невоздержанная юность, бурная, как в те времена часто бывало, молодость, напряженная нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил.
Дальше - с боя взятая известность, наконец, слава, а за ней тревога ее потерять - появление Верещагина, Репина, Сурикова, Васнецова, - и довольно было случайной простуды, чтобы подточенный организм сломился...»

Известный русский художник Василий Перов был рожден в результате блудной связи своих родителей и, в отличие от своих младших братьев, даже не имел права носить фамилию своего отца - тобольского барона фон Криденера.
В 19 веке быть внебрачным ребенком – это, как Вы понимаете, не то же самое, что в 21 веке. Нравы тогда были другие. И сколько горя пришлось испытать будущему художнику с самого раннего детства да даже еще будучи в утробе своей матери, мы можем только догадываться.

Лишения, перенесенные им в детстве, не могли не оказать своего влияния на личность художника, на его жизнь и на его творчество. Ведь он всю жизнь носил на себе печать незаконнорожденного, т.к. был зачат и рожден до того, как его родители повенчались, т.е. вступили в законный брак. Видимо, это чувство неполноценности и стало благодатной почвой для антицерковных настроений, если не сказать, ненависти.


2. Указанные Вами картины были написаны в ранний период творчества художника. Как и многие молодые, образованные люди того времени Перов не мог удержаться от нигилизма и обличения и его работы этого периода проникнуты соответствующим настроением. Относиться к ним следует как к живописным карикатурам, т.е. так же как и к любым карикатурам, т.к. они намеренно искажают и преувеличивают действительность.

Справедливости ради надо сказать, что со временем отношение Перова к вере и Церкви изменилось. В зрелый период своего творчества он написал картины «Христос в Гефсиманском саду», «Первые христиане Киева». И эти работы, возможно, являются покаянными.

Молодость прошла, ушло здоровье, умерла жена и двое детей. Подчас вот такими скорбями Господь стучит в наши сердца, кого-то обращая, а кого-то возвращая на путь истинной веры. После смерти Перов был отпет по христианскому обычаю и нашел свой последний приют на монастырском кладбище.

Раскаивался ли он о полотнах «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Трапеза в монастыре», написанных в дни неразумной молодости под влиянием идей разночинцев? Кто знает. По меньшей мере, у него было время на покаяние, на переоценку былых ценностей.

В любом случае полагаю, что душа его скорбит, когда в наше время новоявленные атеисты, показывая пальцами на эти ошибки его юности (безусловно, художественно талантливые ошибки), пытаются выдать их за изображение типичных нравов духовенства того времени.

3. Вы спрашиваете, имели ли место подобные нравы среди служителей церкви. С историей жизни и смерти одного из таких горьких пьяниц–священников Вы можете ознакомиться, например, вот здесь https://www.deputatandreev.ru/content/data/attach/1883/otec_nifont.doc Конечно, если Вам это интересно...

Другиня , возраст: без возраста / 17.12.2012

В картинах выше упомянутых авторов я вижу лично навет на Православную Церковь. Мне эти картины неприятно смотреть, это есть не что иное, как
гипертрофированное представление авторов по сплетням на Церковь. Сейчас уже, когда мне уже 53 года, и лет 7 как я воцерковлённым православным христианином
себя считаю, мне эти картины особенно больно смотреть, я чувствую лживость природы этих полотен, вполне возможно в угоду заказчику этих картин. Сам я
профессиональный станковый живописец, работаю в реалистической манере. Вот моё личное мнение.

Михаил , возраст: 53 / 29.11.2013


Вернуться в начало раздела

Версия для печати

Самое важное

Лучшее новое

Последние
вопросы и ответы
Здравствуйте!
Я - католичка, однако хочу принять православие. Что мне нужно для этого?

Изабелла , возраст: 25 / 25.12.2019

Ответов: 1

Хочу принять Ваше веру. Люблю носить крестик сепочка и ещё нравится общаться про это христианской веру

Алишер , возраст: 27 / 24.11.2018

Ответов: 1

Хочу принять христианство, я мусульманка. Грех менять вероисповедание?

Нурана , возраст: 21 / 23.10.2017

Ответов: 4



научиться молитве
Грозные дни